Активизация двигательной активности
учащихся средствами подвижных и народных игр
( из опыта работы)
Подготовила:
Кузнецова Л.В.,
учитель
Физической культуры
МОУ СОШ №33 г. Белгорода
Белгород
2010
Многообразие
двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное
воздействие на совершенствование координационных и кондиционных
способностей. Игровая
деятельность направлена на
совершенствование прежде всего
естественных движений – ходьбы, бега, прыжков,
метаний ; передачи, бросков, ударов по мячу и др. В результате обучения ребята знакомятся со
многими играми, что позволяет
воспитывать у них интерес к игровой деятельности, учит их самостоятельно
подбирать и проводить их с друзьями в свободное время.
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка,
источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Игры и
другие физические упражнения как воздух необходимы подростку. Именно в этом
возрасте начинают проявляться признаки -
гиподинамии. Поэтому очень важно поддерживать у школьников интерес к играм и спорту. Двигательная активность школьников
изменяется в зависимости от возраста,
состояния здоровья и даже от времени дня , недели , сезона. Физические
упражнения необходимо подбирать так,
чтобы они активно содействовали укреплению здоровья и гармоничному физическому развитию , формировали
необходимые двигательные качества, были направлены одновременно на обучение двигательным
действиям , способствовали формированию правильной осанки и становлению школы движений. Наиболее
важным компонентом системы физического воспитания в школе должен стать
оздоровительный аспект, так как только здоровье имеет ценность, которая
определяет качество обучения.
Подвижные и народные игры – это традиционное , наиболее доступное и
эффективное средство воздействие на учащихся при их активной помощи. Игры больше , чем любые другие средства
физического воспитания , соответствуют потребностям растущего организма. В
играх развиваются творчество, фантазия, инициативность. Усиливаются мозговые
импульсы, которые в свою очередь стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной
железы и всей эндокринной системы. Правильно подобранные игры с учетом
возраста, состояния здоровья, степени физического развития и физической подготовленности
учащихся способствуют оздоровлению , укреплению организма , закаливанию и тем
самым профилактике обострения заболеваний. Чередование моментов
относительно высокой интенсивности с паузами отдыха и действиями , требующими
небольшого напряжения . позволяет играющим выполнять большой объем работы. Переменный характер нагрузки более
всего соответствует возрастным особенностям растущего организма и поэтому
оказывает благоприятное влияние на совершенствование деятельности функциональных
систем кровообращения и дыхания.
Особое значение народных и подвижных игр
заключается в том , что они широко
доступны людям самого разного возраста и не требуют от участников специальной подготовленности
, сложного оборудования и
инвентаря.
Подвижные игры , как средство и метод физического воспитания . широко
применяется в школе на уроках и во внеклассных занятиях.
Наша школа принимает участие в
эксперименте с введением четвертого часа
по физической культуре в 5-7 классах. Календарно – тематическое планирование
составлено на основе адаптированной региональной программы . В соответствии со школьной программой по
физической культуре подвижные игры проводятся на каждом уроке и могут быть
включены как в подготовительную часть, так и в основную и заключительную в
зависимости от поставленных задач и раздела
урока.
В вариативную часть включены
«Русская лапта» и подвижные
игры. В 5-7 классах используются многие игры,
разученные в начальных классах. В них
включают более разнообразные движения, вводят усложненные препятствия на пути достижения цели. Учащимся
этих классов рекомендуются игры с быстрыми движениями, требующими проявления
ловкости , с преодолением препятствий, метанием и ловлей мяча, прыжками и
перелезанием. Каждый четвертый урок
проводится в игровой или соревновательной форме.
На освоение бега и
скоростно-координационных способностей включены такие игры как: «Бег за
флажками», «Встречная эстафета», «Салки по кругу», «Бегуны и пятнашки» эстафеты
с бегом и преодолением препятствий. В рамках проведения внутришкольной
спартакиады проводятся соревнования по спринтерскому бегу и легкоатлетической
эстафете.
На овладения навыков метания , развития
скоростно-силовых и координационных способностей я провожу с детьми следующие игры :
«Снайпер», «Защита укрепления», «Сильный бросок», провожу внутриклассные
соревнования «Чей мяч дальше». Для
развития выносливости по календарю
внутришкольной спартакиады провожу соревнования «Осенний кросс»
На закрепление навыков метания и бега использую такие игры как:
«Охотники и утки», Внутриклассные
соревнования по русской лапте и городкам.
Для закрепления техники владения
мячом и развития координационных способностей ребята с удовольствием играют
в игры: «Борьба за мяч», «Мяч капитану» участвуют во внутриклассных соревнования по футболу.
Для развития силы и силовой
выносливости провожу игры : «Перетягивание через черту», «Бой петухов»,
«Сильные и ловкие», «Выталкивание из круга» Для развития координационных способностей и
гибкости провожу внутриклассные соревнования по гимнастике Все
большее место занимают игры соревновательного характера, Учащиеся проявляют
большой интерес к спортивным играм,
поэтому во многие подвижные игры я включаю элементы . подготавливающие детей к
занятиям различными видами спорта. В
планирование четвертого часа я также включаю спортивные праздники «Веселые
старты», соревнования по мини-футболу, соревнования по пионерболу и спортивным
играм, Спортивный праздник «Зимние забавы», соревнования посвященные Дню
защитника отечества, проводу русской зимы и другие.
Огромной популярностью и любовью у детей пользуются русские народные
игры. В большинство русских народных игр играют на свежем воздухе. Игры эти
очень разнообразны, требуют много движений и находчивости, смекалки, дают массу
всяких физических навыков и умений. С особым увлечением и на высоком
эмоциональном уровне проходят на уроках-соревнованиях
внутриклассные соревнования по русской
лапте и городкам. Игре в лапту свойственна высокая эмоциональная окраска и
большой зрелищный эффект. Это во многом облегчает решение одной из важнейших
задач физического воспитания школьников: сначала привить интерес. А затем
сформировать потребность в занятиях физической культурой. Следует также
отметить экономичную доступность для проведения этой игры. Русская лапта .
такой вид спорта . в котором в равной степени проявляются все физические
качества и их разновидности- скоростные, быстрая реакция, умение быстро
стартовать и поддерживать высокую скорость, ловкость . гибкость. сила и др. Простота исполнения технических приемов
дает возможность уже после 2-3 уроков прекрасно чувствовать себя в игре любому
школьнику. И что еще не мало важно то, что дети научившись играть с
удовольствием играют в лапту во время прогулок , на каникулах в кругу друзей и соседей.
Именно эта игра в большей степени
, а также другие народные и подвижные игры
способствует увеличению
двигательной активности , особенно в подростковом возрасте. Игры позволяют
отвлечь занимающихся от порой непрерывной монотонной работы на уроке, повысить
эмоциональность занятий, внести в них разнообразие. Задача учителя состоит в
том , чтобы из множества подвижных игр , соответствующим образом подобрать
именно те игры, которые бы способствовали в игровой обстановке закреплять и совершенствовать гимнастические и легкоатлетические движения,
развивали быстроту бега в сочетании с преодолением различных препятствий,
совершенствовали навыков метания и ловли мяча, силу в сочетании с ловкостью и
быстротой .
|